Практическое SEO

Увеличить видимость интернет-магазина

за счет удаления дубликатов страниц
Дубли - страницы с одинаковым контентом по разным адресам. Такие страницы засоряют сайт, в связи с чем краулеру труднее обходить страницы. Натыкаясь на один и тот же контент (имеется в виду 90% совпадение), алгоритм добавляет несколько версий в индексную базу, из которой выбирает самый релевантный документ.

Последствия дублированного контента

Мусор в индексе может стать веской причиной для понижения ранживания сайта вплоть до полного исключения его из поиска
Если страницы одинаковые, то выбрать один из них роботу становится сложнее, в связи с чем появляется риск, что ни одна из версий не попадет в выдачу.

Если робот все-таки выбрал один канонический документ, то его он и добавит в поисковую базу, остальные же он будет хранить в архиве. Соотношение проиндексированных страниц и страниц, участвующих в поиске является сигналом о качестве сайта. Чем больше разница, тем хуже. Это будет говорить поисковым алгоритмам о низком качестве контента на сайте, что в влечет за собой санкции, понижающие сайт в целом, а не только по отдельным страницам или запросам.

Пример появления дублей в интернет-магазине

Как правило на интернет-магазинах дубли плодятся за счет товаров, когда один и тот же товар размещен в нескольких категориях. Например, у нас есть интернет-магазин одежды и есть товар Мужская белая футболка.

Для привлечения большого количества трафика, на сайте реализована структура тегов, т.е. товары разбиты на семантические группы по свойствам. Итак на сайте уже имеются разделы, в которых есть наша злосчастная Мужская белая футболка Nike:
Мужская одежда - inet-magaz.com/catalog/men/
Мужские футболки - inet-magaz.com/catalog/men/shirt/
Футболки Nike - inet-magaz.com/catalog/brand/nike/shirt/
Белые футболки - inet-magaz.com/catalog/white-shirt/

Каталог был реализован таким образом, что при добавлении товара и указания его свойств, происходит привязка его к нескольким категориям, формирует четыре различных URL и получается следующее:
Мужская одежда - inet-magaz.com/catalog/men/men-white-shirt-nike/
Мужские футболки - inet-magaz.com/catalog/men/shirt/men-white-shirt-nike/
Футболки Nike - inet-magaz.com/catalog/brand/nike/shirt/men-white-shirt-nike/
Белые футболки inet-magaz.com/catalog/white-shirt/men-white-shirt-nike/

Получается один и тот же товар в разных категория и имеется разные адреса.

Как устранить дубли страниц?

Есть несколько способов избавления от дублей, но мы рассмотрим только два самых действенных.

Атрибут rel="canonical" элемента link

Выбрать канонические адрес (основной документ, который будет являться главным и на который должен обращать робот при ранжировании) и прописать атрибут rel="canonical" элемента link с указанием адреса канонической страницы.

Например, если каноническая страница у нас inet-magaz.com/catalog/men/men-white-shirt-nike/, то на остальных нужно прописать:

<link rel="canonical" href="http://inet-magaz.com/catalog/men/men-white-shirt-nike/"/>

Также если на странице расположен атрибут rel="canonical", с указанием непосредственного адреса этой страницы, робот посчитает ее канонической. Данная страница будет индексироваться и появится в поисковой выдаче.

Преимущества: не нужно удалять старые категории и товары, достаточно просто отобрать список страниц и указать нужный канонический адрес.

Недостатки: атрибут rel="canonical" не является правилом и может быть не учтен поисковыми системами. Особенно это касается Яндекса. В Google он себя показывает достаточно хорошо.
Полезные ссылки по rel="canonical"

Руководство от Яндекса: https://yandex.ru/support/webmaster/controlling-robot/html.xml#canonical

Руководство от Google: https://support.google.com/webmasters/answer/139066?hl=ru

Реструктуризация каталога

Данный способ очень радикальный, но зато самый действенный. Для него потребуется:
1
Привести URL всех товаров к единому виду. Например, от корня каталога - inet-magaz.com/catalog/product/men-white-shirt-nike/
2
На всех страницах, где была ссылка на товар, заменить ее на новую. В Битриксе это сделать достаточно просто за счет автоматизации.
3
Настроить со всех старых URL 301 Редирект на новый. Это желательно делать через регулярные выражения, т.к. чересчур большое количество строк с перенаправлениями в файле .htaccess может затруднить обход сайта краулером.
4
Сгенерировать новую XML-карту сайта с учетом новых URL.
5
Отправить новые страницы на индексацию через панели Яндекс.Вебмастер и Google Search Console.
6
По возможности поменять ссылки на ресурсах, где они размещены, так быстрее пройдет индексация новых адресов.
Преимущества: позволяет достаточно быстро устранить дубли и склеить их за счет редиректа. При этом, новые страницы быстрее попадают в индекс за счет того, что через редирект им передается вес старых.

Недостатки: при смене структуры сайт можно серьезно потерять в трафике и позициях на время переиндексации и склейки (до 2 месяцев). Поэтому, если у вас большой ассортимент, советуем делать реструктуризацию постепенно.


Кейс по устранению дублей товаров

Кейс предоставлен Интерактивным агентством BiK
Сайт: http://bio-prilavok.ru/

Род деятельности: Интернет-магазин натуральной косметики

Регион продвижения: Москва и МО

Проблема: на сайте было 4866 дублей товаров, в связи с чем была низкая видимость. На один товар приходилось по 6-12 дубликатов.

Решение: устранить дубликаты, увеличив число уникальных документов в индексе.

Владимир Балыбердин
CEO BiK Agency
Первый этап: базовая оптимизация
На начало продвижения видимость сайта составляла 0%. После проведения основных работ по оптимизации видимость выросла до 7%.
Второй этап: устранение дублей
После оптимизации и переиндексации сайта мы начали работать над удалением дубликатов страниц из поисковой выдачи. Для этого мы отобрали список канонических страниц и их дублей и прописали атрибут rel="canonical" с указанием главной страницы.

После после полной переиндексации, видимость и число уникальных документов в поиске увеличилось, но не сильно:
Как видно на графике, простая настройка канонических страниц не сильно повлияла на ранжирование сайта. На это повлияло то, что rel="canonical" не прописывался автоматически, а его нужно было указывать для каждого документа отдельно. В связи с чем все новые товары снова плодили дубли.
Третий этап: реструктуризация
Для этого все товары были приведены к единому виду URL от корня каталога (например, /catalog/product/delikatnyy-pitayushchiy-krem-ukhod-weleda-mindalnyy-30-ml/).

  • Со всех старых URL-дубликатов и канонических страниц был поставлен 301 Редирект на новые адреса.

  • Сформирована новая XML-карта сайта с учетом новых URL.

  • Сайт отправлен на переиндексацию.

  • Заменены все ссылки на сторонних ресурсах на актуальные, чтобы они не отдавали код 301.

После переиндексации и переклейки старых адресов с новыми мы получили вот такой скромный результат:
В итоге удалось увеличить процент видимости с 9% до 35%, что показывает эффективность реструктуризации каталога с 301 Редиректами.
Вывод
Следите за состоянием свое интернет-магазина и мониторьте его на наличие дублей, своевременно принимая необходимые меры. Не бойтесь рисковать, т.к. промедление может стоить вам клиентов.

Будьте внимательны и ухаживайте за своим сайтом и будет вам счастье!
Made on
Tilda